Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-130: назначение и устройство

Узнай все о трансмиссии ЗИЛ-130! Как работает, зачем нужна и почему она такая крутая? Погрузись в мир советского автопрома!

Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-130 – это сложный механизм, передающий крутящий момент от двигателя к ведущим колесам․ Она выполняет несколько ключевых функций, обеспечивающих оптимальную работу автомобиля в различных дорожных условиях․ В первую очередь, трансмиссия изменяет крутящий момент и частоту вращения, позволяя двигателю работать в наиболее экономичном режиме․ Без трансмиссии автомобиль не смог бы эффективно разгоняться, двигаться в гору или поддерживать постоянную скорость на ровной дороге․ Рассмотрим подробнее назначение и общее устройство этой важной системы․

Основное назначение трансмиссии

Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-130 выполняет следующие важные функции:

  • Передача крутящего момента: Передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам, обеспечивая движение автомобиля․
  • Изменение крутящего момента: Увеличивает или уменьшает крутящий момент в зависимости от дорожных условий и требуемой скорости․ Это позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов․
  • Изменение частоты вращения: Изменяет частоту вращения ведущих колес, обеспечивая необходимую скорость движения автомобиля;
  • Разъединение двигателя от трансмиссии: Позволяет разъединить двигатель от трансмиссии при запуске двигателя, переключении передач и остановке автомобиля․
  • Обеспечение движения задним ходом: Изменяет направление вращения ведущих колес, обеспечивая движение автомобиля задним ходом․
  • Передача крутящего момента под углом: (В случае заднеприводных автомобилей) Передает крутящий момент от продольно расположенного двигателя к поперечно расположенному заднему мосту․

Общее устройство трансмиссии ЗИЛ-130

Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-130 состоит из следующих основных узлов:

Сцепление

Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя от трансмиссии при переключении передач и плавного соединения их при трогании с места․ Оно состоит из следующих основных частей:

  • Ведомый диск: Прижимается к маховику двигателя и передает крутящий момент․
  • Нажимной диск: Прижимает ведомый диск к маховику․
  • Выжимной подшипник: Разъединяет диски сцепления при нажатии на педаль сцепления․
  • Пружины: Обеспечивают прижатие дисков сцепления;
  • Вилка выключения сцепления: Передает усилие от педали сцепления к выжимному подшипнику․

Сцепление ЗИЛ-130 – однодисковое, сухое, с периферийным расположением пружин․ Работает по принципу трения․

Коробка передач (КПП)

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента и частоты вращения, передаваемых от двигателя к ведущим колесам․ КПП обеспечивает выбор оптимального режима работы двигателя в зависимости от дорожных условий и требуемой скорости․ ЗИЛ-130 оснащался механической пятиступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах․

Основные элементы коробки передач:

  • Первичный вал: Получает крутящий момент от сцепления․
  • Вторичный вал: Передает крутящий момент к карданному валу․
  • Промежуточный вал: Передает крутящий момент от первичного вала к вторичному валу через шестерни․
  • Шестерни: Обеспечивают изменение передаточного отношения․
  • Синхронизаторы: Обеспечивают плавное переключение передач без рывков․
  • Механизм переключения передач: Обеспечивает выбор необходимой передачи․
  • Картер коробки передач: Корпус, в котором размещаются все элементы коробки передач․

Принцип работы КПП основан на зацеплении шестерен различного диаметра, установленных на валах․ Изменяя комбинацию зацепленных шестерен, можно изменять передаточное отношение, а следовательно, и крутящий момент и частоту вращения․

Карданная передача

Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от коробки передач к заднему мосту․ Она состоит из следующих основных частей:

  • Карданный вал: Передает крутящий момент между коробкой передач и задним мостом․
  • Карданные шарниры: Обеспечивают передачу крутящего момента при изменяющемся угле между валами․
  • Промежуточная опора: (В некоторых конструкциях) Поддерживает карданный вал․

Карданная передача необходима, поскольку коробка передач и задний мост расположены на разных рамах, которые могут перемещаться относительно друг друга во время движения автомобиля․

Задний мост

Задний мост предназначен для передачи крутящего момента от карданной передачи к ведущим колесам, его распределения между колесами и обеспечения дифференцирования угловых скоростей вращения колес․ Задний мост состоит из следующих основных частей:

  • Главная передача: Увеличивает крутящий момент, передаваемый от карданной передачи к дифференциалу․ На ЗИЛ-130 использовалась гипоидная главная передача․
  • Дифференциал: Позволяет колесам вращаться с разной скоростью при повороте автомобиля․
  • Полуоси: Передают крутящий момент от дифференциала к ведущим колесам․
  • Картер заднего моста: Корпус, в котором размещаются все элементы заднего моста․

Дифференциал является ключевым элементом заднего моста, обеспечивающим устойчивость и управляемость автомобиля при поворотах․ Он позволяет внутреннему колесу вращаться медленнее, а внешнему – быстрее․

Дополнительные элементы трансмиссии

Помимо основных узлов, в трансмиссию автомобиля ЗИЛ-130 могут входить дополнительные элементы, такие как:

  • Механизм отбора мощности (МОМ): Предназначен для отбора мощности от двигателя для привода различных агрегатов, например, насоса гидроусилителя руля или компрессора․
  • Раздаточная коробка: (В полноприводных автомобилях) Предназначена для распределения крутящего момента между передним и задним мостами․ На ЗИЛ-130 полноприводные модификации не выпускались․

Принцип работы трансмиссии ЗИЛ-130 (подробно)

Рассмотрим более подробно принцип работы трансмиссии ЗИЛ-130 на примере движения автомобиля вперед:

  1. Двигатель: Вырабатывает крутящий момент, который передается на коленчатый вал․
  2. Сцепление: Передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к первичному валу коробки передач․ При отпущенной педали сцепления диски сцепления плотно прижаты друг к другу, обеспечивая передачу крутящего момента․
  3. Коробка передач: Водитель выбирает необходимую передачу, перемещая рычаг переключения передач․ В зависимости от выбранной передачи, крутящий момент передается от первичного вала к вторичному валу через различные комбинации шестерен․ На низших передачах крутящий момент увеличивается, а частота вращения уменьшается, что необходимо для трогания с места и движения в гору․ На высших передачах крутящий момент уменьшается, а частота вращения увеличивается, что позволяет развивать высокую скорость на ровной дороге․
  4. Карданная передача: Передает крутящий момент от коробки передач к ведущему мосту․ Карданные шарниры обеспечивают передачу крутящего момента при изменяющемся угле между валами․
  5. Задний мост: Главная передача увеличивает крутящий момент, передаваемый от карданной передачи к дифференциалу․ Дифференциал распределяет крутящий момент между полуосями, позволяя колесам вращаться с разной скоростью при повороте․ Полуоси передают крутящий момент от дифференциала к ведущим колесам, обеспечивая их вращение и движение автомобиля․

При движении задним ходом в коробке передач включается специальная шестерня, которая изменяет направление вращения вторичного вала, а следовательно, и ведущих колес․

Обслуживание трансмиссии ЗИЛ-130

Для обеспечения надежной и долговечной работы трансмиссии автомобиля ЗИЛ-130 необходимо регулярно проводить ее техническое обслуживание, которое включает в себя:

  • Проверка уровня масла: Регулярно проверять уровень масла в коробке передач и заднем мосту и при необходимости доливать масло до необходимого уровня․
  • Замена масла: Своевременно заменять масло в коробке передач и заднем мосту в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя․
  • Смазка карданных шарниров: Регулярно смазывать карданные шарниры специальной смазкой․
  • Регулировка сцепления: Регулировать привод сцепления для обеспечения нормального выключения и включения сцепления․
  • Проверка состояния сальников: Проверять состояние сальников и манжет и при необходимости заменять их․
  • Диагностика неисправностей: При появлении посторонних шумов или вибраций в трансмиссии необходимо провести диагностику для выявления и устранения неисправностей․

Рекомендации по эксплуатации трансмиссии ЗИЛ-130

Для продления срока службы трансмиссии ЗИЛ-130 рекомендуется соблюдать следующие правила эксплуатации:

  • Избегать резких стартов и торможений: Резкие ускорения и замедления приводят к повышенному износу деталей трансмиссии․
  • Плавно переключать передачи: Переключать передачи плавно, без рывков и ударов․
  • Не перегружать автомобиль: Перегрузка автомобиля приводит к повышенной нагрузке на трансмиссию․
  • Использовать качественные смазочные материалы: Использовать только рекомендованные заводом-изготовителем смазочные материалы․
  • Своевременно проводить техническое обслуживание: Регулярно проводить техническое обслуживание трансмиссии в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя․

Соблюдение этих простых правил позволит значительно продлить срок службы трансмиссии автомобиля ЗИЛ-130 и избежать дорогостоящего ремонта․

В этой статье мы рассмотрели назначение, устройство и принцип работы трансмиссии ЗИЛ-130․ Надеемся, эта информация поможет вам лучше понимать устройство вашего автомобиля и правильно его эксплуатировать․ Помните о важности своевременного обслуживания и бережного отношения к технике․ Это залог долгой и бесперебойной работы вашего ЗИЛ-130․ Удачи на дорогах!

Описание: Узнайте про назначение и общее устройство трансмиссии автомобиля ЗИЛ-130․ Подробное описание всех узлов и принципов работы․