Трансмиссия Нивы ВАЗ 21213: полное руководство
Узнайте все о трансмиссии Нивы 21213! Устройство, работа, обслуживание и частые проблемы легендарного внедорожника. Покоряйте бездорожье уверенно!
Легендарная Нива ВАЗ 21213 – это автомобиль, который завоевал сердца многих покорителей бездорожья. Этот внедорожник известен своей надежностью, проходимостью и относительной простотой конструкции. Однако, одним из ключевых элементов, обеспечивающих эти качества, является трансмиссия. В данной статье мы подробно рассмотрим все аспекты трансмиссии Нивы ВАЗ 21213, от ее устройства и работы до обслуживания и возможных проблем. Приготовьтесь к погружению в мир шестерен, валов и дифференциалов!
Устройство трансмиссии Нива ВАЗ 21213
Трансмиссия Нивы ВАЗ 21213 – это сложный механизм, предназначенный для передачи крутящего момента от двигателя к колесам и обеспечения оптимального режима работы двигателя в различных дорожных условиях. Она состоит из нескольких основных узлов:
- Сцепление
- Коробка передач (КПП)
- Раздаточная коробка (РК)
- Карданные валы
- Главная передача (ГП)
- Дифференциалы (межосевой и межколесные)
- Полуоси
Сцепление
Сцепление в Ниве ВАЗ 21213 – это фрикционное устройство, предназначенное для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач или остановке автомобиля. Оно позволяет плавно трогаться с места и предотвращает рывки в трансмиссии. Сцепление состоит из следующих основных элементов:
- Ведомый диск с фрикционными накладками
- Нажимной диск (корзина сцепления)
- Выжимной подшипник
- Вилка выключения сцепления
- Рабочий цилиндр сцепления (в гидравлическом приводе)
- Главный цилиндр сцепления (в гидравлическом приводе)
При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на лепестки нажимного диска, освобождая ведомый диск от прижатия к маховику двигателя. Это разъединяет двигатель и трансмиссию. При отпускании педали сцепления нажимной диск вновь прижимает ведомый диск к маховику, передавая крутящий момент.
Коробка передач (КПП)
Коробка передач (КПП) в Ниве ВАЗ 21213 – это многоступенчатый редуктор, предназначенный для изменения крутящего момента и скорости вращения, передаваемых от двигателя к колесам. Она позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов в различных дорожных условиях. КПП Нивы ВАЗ 21213 – механическая, пятиступенчатая.
Внутри КПП находятся шестерни различных размеров, которые зацепляются друг с другом в различных комбинациях, обеспечивая разные передаточные числа. Переключение передач осуществляется с помощью рычага, который перемещает вилки, сдвигающие шестерни.
Раздаточная коробка (РК)
Раздаточная коробка (РК) в Ниве ВАЗ 21213 – это устройство, предназначенное для распределения крутящего момента между передним и задним мостами. Она обеспечивает полный привод автомобиля, что значительно улучшает его проходимость на бездорожье. РК Нивы ВАЗ 21213 имеет две передачи: повышенную и пониженную. Пониженная передача значительно увеличивает крутящий момент на колесах, что позволяет преодолевать сложные участки бездорожья.
РК Нивы ВАЗ 21213 имеет жесткую связь между передним и задним мостами, то есть межосевой дифференциал отсутствует. Это означает, что при движении по твердому покрытию с включенным полным приводом возникает напряжение в трансмиссии, что может привести к ее поломке. Поэтому полный привод на Ниве ВАЗ 21213 рекомендуется использовать только на скользких или рыхлых поверхностях.
Карданные валы
Карданные валы предназначены для передачи крутящего момента от КПП и РК к мостам. Они состоят из трубы, на концах которой установлены шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) или карданные шарниры. ШРУСы обеспечивают передачу крутящего момента при больших углах между валами, что важно при работе подвески. Карданные валы Нивы ВАЗ 21213 подвержены большим нагрузкам, поэтому требуют регулярной смазки и проверки состояния.
Главная передача (ГП)
Главная передача (ГП) в мостах Нивы ВАЗ 21213 – это редуктор, предназначенный для увеличения крутящего момента и уменьшения скорости вращения, передаваемых от карданного вала к дифференциалу. Она состоит из ведущей и ведомой шестерен. Передаточное число ГП определяет тяговые характеристики автомобиля. Чем больше передаточное число, тем больше крутящий момент на колесах, но меньше максимальная скорость.
Дифференциалы (межосевой и межколесные)
Дифференциалы предназначены для распределения крутящего момента между колесами (межколесный дифференциал) или между осями (межосевой дифференциал). Они позволяют колесам вращаться с разной скоростью, что необходимо при повороте или движении по неровной поверхности. В Ниве ВАЗ 21213 межосевой дифференциал отсутствует (жесткая связь между осями), а межколесные дифференциалы – обычные, открытые.
Открытые дифференциалы имеют один существенный недостаток: при пробуксовке одного колеса (или оси) весь крутящий момент передается на это колесо (или ось), а другое колесо (или ось) останавливается. Это значительно ухудшает проходимость автомобиля на бездорожье. Для повышения проходимости на Ниву ВАЗ 21213 часто устанавливают самоблокирующиеся дифференциалы или блокировки дифференциалов.
Полуоси
Полуоси передают крутящий момент от дифференциала к колесам. Они подвержены большим нагрузкам, особенно при движении по бездорожью. Полуоси Нивы ВАЗ 21213 должны быть прочными и надежными.
Принцип работы трансмиссии Нива ВАЗ 21213
Принцип работы трансмиссии Нивы ВАЗ 21213 заключается в следующем: крутящий момент от двигателя передается через сцепление на КПП. В КПП выбирается необходимая передача, которая изменяет крутящий момент и скорость вращения. Далее крутящий момент передается через карданный вал на РК. В РК происходит распределение крутящего момента между передним и задним мостами. Затем крутящий момент передается через карданные валы на мосты. В мостах ГП увеличивает крутящий момент и уменьшает скорость вращения. Наконец, крутящий момент передается через дифференциалы и полуоси на колеса.
Обслуживание трансмиссии Нива ВАЗ 21213
Регулярное и правильное обслуживание трансмиссии Нивы ВАЗ 21213 – залог ее долгой и надежной работы. Основные операции по обслуживанию трансмиссии включают:
- Регулярная проверка уровня и состояния масла в КПП, РК и мостах.
- Замена масла в КПП, РК и мостах в соответствии с регламентом.
- Смазка карданных валов и ШРУСов.
- Регулировка сцепления.
- Проверка состояния пыльников и сальников.
- Проверка и подтяжка крепежных элементов.
Важно использовать качественные масла и смазки, рекомендованные производителем. При обнаружении течей масла необходимо немедленно устранить их, заменив сальники или прокладки.
Замена масла в КПП, РК и мостах
Замена масла в КПП, РК и мостах – важная процедура, которая позволяет удалить из трансмиссии продукты износа и обеспечить нормальную смазку деталей. Периодичность замены масла указана в руководстве по эксплуатации автомобиля. Обычно рекомендуется менять масло каждые 40-60 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года.
Для замены масла необходимо:
- Слить старое масло, открутив сливные пробки.
- Промыть корпус КПП, РК или моста специальным промывочным маслом (при необходимости).
- Закрутить сливные пробки.
- Залить новое масло через заливные отверстия до необходимого уровня.
- Проверить уровень масла через контрольные отверстия.
Смазка карданных валов и ШРУСов
Смазка карданных валов и ШРУСов необходима для снижения трения и износа деталей. Смазку необходимо производить через специальные масленки, используя шприц для смазки. Периодичность смазки – каждые 10-15 тысяч километров пробега или после каждого серьезного преодоления бездорожья.
Регулировка сцепления
Регулировка сцепления необходима для обеспечения нормального хода педали сцепления и предотвращения пробуксовки или неполного выключения сцепления. Регулировка осуществляется путем изменения длины тяги привода сцепления.
Возможные проблемы с трансмиссией Нива ВАЗ 21213
Трансмиссия Нивы ВАЗ 21213, как и любая другая сложная система, подвержена различным поломкам. Наиболее распространенные проблемы с трансмиссией Нивы ВАЗ 21213 включают:
- Шум и гул в КПП, РК или мостах.
- Затрудненное переключение передач.
- Выскакивание передач.
- Течи масла.
- Вибрация и удары в трансмиссии.
- Пробуксовка сцепления.
- Поломка карданных валов или ШРУСов.
- Износ или поломка дифференциалов.
При появлении каких-либо признаков неисправности трансмиссии необходимо немедленно обратиться к специалистам для диагностики и ремонта. Эксплуатация автомобиля с неисправной трансмиссией может привести к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту.
Шум и гул в КПП, РК или мостах
Шум и гул в КПП, РК или мостах могут быть вызваны износом подшипников, шестерен или недостаточным уровнем масла. В этом случае необходимо проверить уровень масла и при необходимости долить его. Если шум не исчезает, необходимо обратиться к специалистам для диагностики и ремонта.
Затрудненное переключение передач
Затрудненное переключение передач может быть вызвано износом синхронизаторов, неправильной регулировкой сцепления или неисправностью механизма переключения передач. Необходимо проверить регулировку сцепления и при необходимости отрегулировать ее. Если проблема не исчезает, необходимо обратиться к специалистам для диагностики и ремонта.
Выскакивание передач
Выскакивание передач может быть вызвано износом шестерен, вилок переключения или фиксаторов. Необходимо обратиться к специалистам для диагностики и ремонта.
Течи масла
Течи масла могут быть вызваны износом сальников или прокладок. Необходимо заменить поврежденные сальники или прокладки.
Вибрация и удары в трансмиссии
Вибрация и удары в трансмиссии могут быть вызваны дисбалансом карданных валов, износом крестовин или ШРУСов. Необходимо проверить состояние карданных валов и при необходимости заменить изношенные детали.
Пробуксовка сцепления
Пробуксовка сцепления может быть вызвана износом фрикционных накладок ведомого диска, ослаблением пружин нажимного диска или замасливанием дисков сцепления. Необходимо заменить изношенные детали сцепления.
Поломка карданных валов или ШРУСов
Поломка карданных валов или ШРУСов может быть вызвана перегрузками, ударами или износом. Необходимо заменить поврежденные детали.
Износ или поломка дифференциалов
Износ или поломка дифференциалов может быть вызвана перегрузками, ударами или неправильной эксплуатацией. Необходимо заменить поврежденные детали.
Трансмиссия автомобиля Нива ВАЗ 21213 – это ключевой элемент, обеспечивающий его легендарную проходимость. Правильное обслуживание и знание особенностей конструкции позволяют продлить срок службы трансмиссии. В случае возникновения проблем, необходимо своевременно обращаться к специалистам. Надеемся, что данная статья помогла вам лучше понять устройство и работу трансмиссии вашей Нивы. Помните, что бережное отношение к автомобилю, залог его долгой и безотказной службы.
Описание: Узнайте все о трансмиссии Нивы ВАЗ 21213: устройство, принцип работы, обслуживание и возможные неисправности этой легендарной трансмиссии.